Кровавая слава
Опубликованно 13.04.2020 19:45
Получила независимость после распада СССР, сейчас на постсоветском пространстве занялся поиском новой национальной идентичности. Кого-то этот процесс был быстрым и безболезненным, например, в странах Балтии был еще жив, тех, кто родился и вырос в независимых государствах. Куда меньше повезло среднеазиатских республик, который практически с нуля создать собственное государство с его историческими связями и национальными героями. В качестве материала для новой исторической мифологии они были доступны только опыту полуколониального окраине двух империй — Российской и Советской — и несколько серий сопротивление, граничащее с бандитизмом. Какие примеры сформированных новых национальных мифов в постсоветских республиках Центральной Азии, и как они влияют на отношение местного населения к России — узнал "Tape.ru".Итоги сто лет
После распада Советского Союза Центрально-азиатских государств остались наедине со своими проблемами. Развал экономики и социальной сферы, бедность, трудовая миграция, незаконный оборот наркотиков, рост экстремизма и вооруженных конфликтов — такова была печальная картина региона. Правительства этих стран были в остро нуждаются в какой-то объединяющий фактор, который будет консолидировать общество и объяснить нынешние временные трудности. Этот фактор был образ враждебной империи-угнетатель, ответственного за все беды народов Центральной Азии.
Россия не особо препятствуют формированию такого видения в центрально-азиатских республиках. В 1990-х годах она была слишком слаба и заняты внутренними проблемами, чтобы также думать о своем имидже в Центральной Азии. Современная Российская Федерация продолжает игнорировать заботу о собственном имидже в регионе, чем на самом деле потворствует тому, что правители среднеазиатских республик, чтобы поддерживать и развивать антироссийские исторические мифы.
Свою роль в формировании новых антироссийских национальных мифов в Центральной Азии и играй внешний источник питания. С распадом Советского Союза в Центральной Азии существенно возросло влияние Турции. Оно было вызвано пантюркистские идеи, в которой этот регион считался одним из направлений турецкого влияния. Проводником этих идей был, например, движение "Хизмет", основал исламский проповедник Фетхуллах Гюлен.
Гулена способствует толерантного ислама, который ставит на первый план альтруизм, скромность, трудолюбие и образование. Сейчас в Турции, он считается организатором переворота, но проповедник оставил миллионы сторонников, и империалистических амбиций нынешних властей страны и протекционизма Анкары в отношении бывших территориях Османской империи не сильно отличается от того, что был предложен правительством.
Турция на протяжении веков стремились увеличить их и ослабить русское влияние в Центральной Азии, это противостояние сложилось исторически в царские времена. Одним из инструментов достижения этих целей является культурно-гуманитарной работы с Центрально-Азиатское общество и вести анти-российскую пропаганду, которой было формирование национальных антирусских мифов.
Пожалуй, самым ярким в этот миф стал Среднеазиатское восстание 1916 года. Он захватил все владения Российской империи в регионе. Самые страшные события произошли в Жетысу, территория современной Киргизии и Южном Казахстане.
Причиной бунта стало то, что в 1916 году, в разгар Первой мировой войны, российское правительство решило привлечь мусульманское население Центральной Азии логистические операции в приграничных районах. Это была беспрецедентная ситуация, люди считали, что это чужая война. Кроме того, межэтнической напряженности в регионе со временем наращенные уже не первый коренные жители были недовольны тем, что правительство забирает их земли и дает для русских эмигрантов. Конечно, сыграла роль немецкой и турецкой разведок.
Анти-русский бунт вспыхнул в июле в Самаркандской области современного Таджикистана и быстро охватил весь регион с населением более 10 миллионов человек. В Семиречье началось это этнические чистки. Киргизы режут все, что попадается на их пути русских. Их жертвами стали тысячи невинных поселенцев, в основном женщин и детей. Изощренные казни и изнасилования стали обычным явлением. Конечно, войска, посланные правительством империи для подавления восстания, насилие ответили насилием.
В ходе восстания, несколько тысяч киргизов были убиты, десятки тысяч покинули пределы Российской Империи и переехал в Китай. Этот процесс называется "Orcon" (Великий Исход). В российском массовом сознании это восстание, практически не появляются. Это произошло на окраине империи, к тому же теряется на фоне двух революций и Гражданской войны. Тем не менее, в Центральной Азии, особенно в Киргизии, России до сих пор помнят резню своего народа, и эта история занимает центральное место в Национальном пантеоне исторических мифов.Выборы пожалеете
В советское время восстание в Семиречье был представлен как пример борьбы низов с жестокой царской администрации. Мятежников из среднеазиатских народов, принято было хвалить за проявление классового сознания и борьба против колониального гнета.
Бывший президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев выступил как продолжатель советских традиций. В 2015 году он подписал указ "о 100-летии трагических событий 1916 года". В президентском указе он назван "национально-освободительное движение кыргызского народа против колониальной политики Российской Империи". Он подчеркивает "вынужденный исход из Кыргызстана в Китай от преследований имперских эскадронов смерти".
То, что власти Киргизии ярче всех сказал в 2016 году, к столетию "национально-освободительного" восстания. Тема "преступления российских карателей" практикуется в 2015-2016 всех государственных и общественных институтов Кыргызстана. В Национальной библиотеке прошла конференция "достойное проведение 100-летия Аркона-наш национальный долг", организованная бывшим вице-премьер-министр страны Азимбек по beknazarova.
Затем на базе Американского университета в Центральной Азии состоялся научный конгресс "переосмысливая восстание 1916 года в Средней Азии". В описание события, восстание характеризуется как "наиболее массовым и жестоким репрессиям национальный протест против российского колониального режима".В стране при поддержке экс-министр культуры Алтынбек Максутов даже снял фильм о восстании "Уркун", который был показан по всей стране.
Его роль в формировании антироссийских настроений в обществе играет система образования. В школьных учебниках по истории события 1916 года рассматриваются как геноцид кыргызского народа. Авторы учебника неоднократно обвиняли в драматичном и эмоциональном плане, однако, утверждают, что просто констатирую исторические факты.
Конечно, не все в Киргизии поддержки такой политики памяти в связи с беспорядками в 1916 года. Так, профессор истории Кыргызского национального университета, Shairgul Batyrbaeva призывает к взвешенной оценки того, что произошло. "Действительно, это было жестокое подавление восстания. Но мы не можем молчать о причинах этой трагедии. Когда войска, посланные для подавления восстания, он увидел, посадил на вилы головы русских женщин и детей, их реакция была соответствующей", - объясняет Кыргызский историк. Однако, ее голос тонет в потоке патриотического официоза.
Позиции Кыргызстана в вопросе празднования векового анти-русский Среднеазиатского восстания все более странным, учитывая, насколько эта страна зависит от России. В 2012-2017 гг., РФ списала Киргизии $ 500 млн долгов, эффективно отдавая деньги киргизского руководства.
Работа в России до одного миллиона граждан Кыргызстана, то есть каждый шестой. Среднегодовой объем денежных переводов из России составляет 1,5-1,7 млрд. долларов, или около семи процентов ВВП.
Не только в Кыргызстане отметили юбилей Среднеазиатского восстания в Семиречье. Так, начатая правительством Республики Казахстан Национальный сайт Цифровой Истории жалуется на невероятные притеснения и несправедливости колониальной политики царизма. Зверски убитых невинных русских жертв мятежа, предпочитают не вспоминать.
Первая столица Казахстана, Алма-Ата, руководителей антирусского восстания Амангельды Иманова и Алиби Джангильдина в советские времена, установить памятники. Их бюсты представлены на Аллее выдающихся людей Казахстана. В родном селе Иманов в 1964 году был открыт в его честь музей. Он стал героем пьесы и стихи казахских писателей. О русской резни во время восстания, советские идеологи предпочитали не вспоминать. Советский Союз исчез, но традиция осталась.
Помимо сугубо политических вопросов в двусторонних отношениях России со странами Центральной Азии, этот праздник восстания 1916 представляет собой гуманитарную проблему. Один из крупнейших российский востоковед Алексей Малашенко в своей монографии "Центральная Азия: на что рассчитывает Россия?" обращает внимание на проблему дерусификации региона. Города и улицы теряют свои русские имена. Русский язык выдавливается из общественной и культурной жизни. В фоновом режиме параллельно с дерусификацией культивирования антироссийских исторических мифов, следующее поколение среднеазиатов может быть намного хуже настроен к России, чем нынешний.Белое солнце пустыни
В начале ХХ века в Центральной Азии вспоминает еще один исторический феномен, которые строят свои национальные государства мифологии в регионе. Мы говорим про басмачей — партизанское движение, возникшее после 1917 года для борьбы с советами. Они подрывают инфраструктуру, устраивали различные диверсии и вооруженные нападения. Сами басмачи предпочитал называть себя моджахедами.
Сейчас в Средней Азии басмачи предлагаю почитать как героев и борцов за независимость. "Среди них были и идейные борцы, вдохновителей движения, но не все из них были патриоты, которые боролись за свободу. Там были интеллектуалы, ученые и даже национал-коммунисты. Можно сказать, что это была сложная, разнообразная палитра, которая отражает духовное и политическое состояние все Туркестанские компании. В целом эти люди были объединены идеей освобождения своей Родины, стремление к свободе и независимости", - вдохновенно рассказывает историю басмачей Кыргызский историк Бермет Бакеева.
Отдельные современные кыргызские историки, слово "басмач", который переводится на русский язык как "разбойник" или "вор", считаю неправильным и неуместным. Например, кандидат исторических наук Муратбек Иманкулов видит в нем стремление советских историков очернить и дискредитировать движение за независимость.
Движение басмачей родился одновременно с началом Гражданской войны в России в начале 1918 года. Восстания начался развал Российской Империи и последующей ликвидации большевиками местных автономий на территории Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана. Местная знать пыталась воспользоваться исторической возможностью, чтобы захватить власть. Он был применен к полному развалу Империи и они вызвали всплеск бандитизма в одной шестой части суши.
По своему социальному составу движение было неоднородным. Одним из самых выдающихся лидеров басмачей происходили из знатных семей. Например, Муэддин-Бек родился в семье Кипчак Бай (арендодатель), и отец Ибрагим-бея, который продолжил свою подрывную деятельность до 1931 года, был полковником армии Эмира Бухарского.
Важную роль в поддержании партизанское движение играло и духовенства. Мусульманские улемы были активны в исламистской пропагандой, подпитываемой пантюркистских кругов в Турции. Основе basmachestva стали центрально-азиатских крестьян. Не имея традиционной военной подготовки и соответствующего образования, они отлично справились с задачей из-за привычки к суровой жизни в степи и могла воевать с регулярной армией.
Басмачи знали, что местность и местные жители — и те, в свою очередь, поддерживали партизан: коренные жители были недовольны большевики, национализировали землю, жестоко относился к людям и не принимать во внимание сложившиеся социального порядка. Количество партизаны в то время были огромны: около 30 тысяч в 1920 году, четыре года спустя, когда басмачей разбили, их количество сократилось до 20 тысяч, но все равно остался впечатляющим.
С течением времени, партизанами были отвергнуты и перешли к откровенному бандитизму. Бои с ними происходили до Великой Отечественной войны.
В отличие от участников антирусского восстания в 1916 году басмачи еще не поставили памятники и не снимают героических фильмов. Однако борьба за пересмотр исторической памяти и попытки обелить степные налетчики достигает таких размеров, что отсутствие в новом фильме не мешает запретить фильм старый. В 2018 году в Таджикистане даже намеревались запретить фильмы про советских басмачей как "конфликтующие национальные традиции".
В частности, обстрелам Академии наук страны был подвергнут фильм 1985 года "Джура — охотник из мин-Архара". Главный герой, охотник на Памире и помогает Советских пограничников в борьбе с басмачами и контрабандистов. По мнению ученого сообщества, фильм разоблачает якобы Таджики в неблаговидном свете, и поэтому она должна быть запрещена. Этот подход ярко контрастирует с советской традицией. Например, в фильме "Офицеры" герои Георгия Юматова и Василия Ланового принимать активное участие в разгроме банды разбойников и выглядеть несомненные герои.
Потому что исторические факты — вещь упрямая, и, чтобы скрыть тот факт, что басмачи в 20 лет между Гражданской и Великой Отечественной войны занимался разбоем промышляли разбойными нападениями, на помощь искупительные мотивы. Например, переход басмачами пограбить современные историки объясняют "ослабление поддержки". Ведь разграбление позволило партизанам поддерживать свои подразделения и продолжить борьбу за благо и независимость народа.
Как и в случае Среднеазиатского восстания 1916 года, большую роль в формировании "правильной" картины мира сводится к школьным учебникам. Так, в Узбекистане на уроках истории дети заверил, что Советское правительство фальсифицируется истинная природа национально-освободительного движения. Скажем, Советский Союз, и Россия, проводит шовинистической колониальной политики, и "грабежи и разбои Красной армии привело к массовым basmachestva".
В кыргызской истории государства учебное пособие: "(...) движение басмачей не было воспринято как очередное восстание, но там вооруженную войну против местного населения со стороны советских властей. Одним из основных требований басмачей в борьбе с большевизмом стало создание национального государства".Любой человек, более или менее знакомого с историей, этот тезис вызывает вопросы. Для национальных государственных нужд нации, и в Центральной Азии в начале XX века такой социальной структуры является просто еще не сформировался. Но дети вряд ли будут задавать такие вопросы.
Стремление стран Центральной Азии, чтобы установить свою историю в лучшем свете вполне понятно. Делать абсолютно все. Однако тот факт, что в качестве одного из самых значимых событий своей новейшей истории этих государств выбирают кровавого антироссийского восстания, и как исторические герои — воры-басмачей, заставляет задуматься. Будут ли эти герои для подражания для азиатской молодежи в XXI веке?
Максим Семенов
Категория: Новости